Автор: Никита Суховский, product manager Setuper, Salespilot, Socsale, Phonetrack.
Работа на позиции Product manager напрямую связана с удачными и неудачными решениями, будь то использование нового канала трафика или разработанная партнерская система.
Ошибки приводят к серьезным потерям, которые измеряются в рабочих часах, деньгах, клиентах или времени. Чтобы не допускать таких ошибок, менеджер продукта должен, либо предварительно изучить все нюансы предстоящего действия, либо сделать MVP, либо надеяться на свою интуицию и чутье. Каждый из предложенных вариантов имеет свои преимущества и недостатки.
Так предварительное изучение и проведение тестов позволяет более осмысленно подойти к разработке, однако затрачивает много временных, человеческих, а иногда и финансовых ресурсов.
Надежда на свой опыт, интуицию и удачу, сильно сокращает временные затраты, но зачастую приводит к фатальной ошибке всей разработки, на которую были потрачены большие ресурсы.
Разработка MVP, пожалуй самый оптимальный из возможных сценариев. MVP (minimum viable product) — минимальный продукт, который бы решал одну небольшую задачу, но уже показывал бы техническое решение проблемы. Стоить будет дешевле, чем полноценная разработка, времени займет меньше чем если предварительно проводить множество тестов.
Setuper. Ошибки и удачные решения
Setuper — онбординг-помощник в работе со сложными интерфейсами и личными кабинетами
С чего же все началось и почему решили делать такой сервис?
Изначально сервис должен был решать такую боль: Рекламные системы, в частности ВКонтакте, имеют много различных настроек в рекламном кабинете, и у части пользователей — начинающих таргетологов и владельцев малого бизнеса, есть трудности в настройке и запуске рекламных кампаний, они теряются во всех имеющихся пунктах и не настраивают рекламу или делают это плохо.
В качестве решения данной проблемы, реализовали идею, что пользователя нужно провести за ручку в интерфейсе, показывать куда нажимать и что вводить, а в сложных местах показывать видео или текстовые подсказки. Согласитесь, идея — огонь!
И вот готов первый помощник для ВКонтакте, показывает пошагово куда нажимать чтобы настроить и запустить рекламу.

Fail № 1 — Создали полноценный продукт
Мы создали полноценный продукт, который помогал настроить рекламу от создания рекламного кабинета до запуска рекламной компании.
Нам стоило создать MVP. В нашем случае, это мог быть сервис который помогал бы зарегистрировать рекламный кабинет и помочь выбрать тип рекламного объявления под нужды пользователя.
Тогда мы бы потратили несколько меньше ресурсов и быстрее стали бы получать обратную связь от пользователей. Нас оправдывает пожалуй то, что стоимость разработки была небольшая и мы могли себе позволить выйти к клиентам с более проработанным продуктом.
Success № 1 — Вначале был ВКонтакте
В качестве первой системы для которой разработали Setuper, был выбран ВКонтакте, это позволило нам получить обратную связь от представителей социальной сети и попасть в блок рекомендованных партнеров ВКонтакте , что в свою очередь стало дополнительным каналом трафика и лидов.
Так как вначале мы сделали Setuper для настройки таргетированной рекламы ВКонтакте, то следующим шагом виделось создание такого же помощника по настройке рекламы для Facebook и Instagram. Так как, были и есть планы по выходу на рынки других стран, то решено было делать данный плагин на английском языке.
Параллельно проводили опрос в группе Тыжмаркетолог, на тему того, для каких сервисов точно нужно разработать такого помощника, в каком продукте пользователи теряются? И выбор пал на Google Analytics.
Fail № 2 — Разработаны полные версии Setuper для Facebook и Google Analytics
Десятки часов работы специалистов были потрачены на разработку полных версий Setuper для Facebook и Google Analytics.
Вы ведь помните про то, что лучше сделать сначала MVP, а не сразу полноценный продукт? Отклик был слабый…

Fail № 3 — Не доверяйте словам людей
Если вы работаете над созданием продукта или его доработкой, то не стоит доверять словам людей, которые ничем не подкреплены.
Большинство опрашиваемых вами людей будет рассказывать вам о том, какая у вас классная идея, как все обязательно полетит, как они поддерживают вас и вообще вы красавчик, что в это тяжелое время … и т.д. Доверять можно только тем, кто готов дать твердые обязательства, кто готов платить или поставить подпись, за новый продукт или фичу, все остальное только чтобы потешить себя.
Что же, уроки усвоены, литература прочитана, мы готовы двигаться дальше.
Success № 2 — Добавление минимального тарифа
Когда создавали продукт, то решили делать только один платный тариф 2 500 рублей в год, за полный функционал сервиса Setuper. Пользователи с неохотой платили за год вперед, несмотря на то, что пользовались продуктом в бесплатной версии.
Было принято решение, добавить тариф на оплату 1 месяца работы сервиса за 500 рублей. Количество оплат резко возросло.

Вывод: Создавайте несколько тарифов, на разный период или с разным функционалом. Это поможет пользователям выбрать наиболее подходящий тариф.
Success № 3 — Pivot продукта
Важным продуктовым решением, которое мы приняли, стало намерение совершить pivot нашего продукта.
Pivot — это изменение курса движения стартапа с целью протестировать новое направления развития.
В нашем же случае, мы решили сместить акцент с конечных потребителей (фрилансеров, маркетологов, владельцев небольших бизнесов), на сами компании, которые имеют сложные интерфейсы и которые хотели бы улучшить показатели первичного знакомства пользователя с продуктом, использование всех функций интерфейса и в целом конверсию в покупку.
Так родился Setuper-expert, сервис который помогает компаниям из финансовых, рекламных, образовательных, туристических и других сфер бизнеса, знакомить пользователей со своим продуктом и интерфейсом.
Мораль статьи
Закончу той же мыслью что и начал данную статью: работа менеджера продукта всегда связана с удачными и неудачными решениями. Важно, не бояться их фиксировать, признавать ошибки и успехи и двигаться дальше, развивая себя, свою команду и свой продукт.
Мы и дальше будем развивать Setuper, теперь в формате для B2B, будем дорабатывать продукт, будем общаться с вами и развивать рынок онбординга в России.
Понравилась статья? Расскажите о ней в соцсетях