Главная задача маркетплейсов — выгода и удобство для покупателя. Селлерам же приходится не только учитывать интересы клиентов, но и бороться между собой. За год количество продавцов на площадках выросло в 3 раза. Не удивительно, что 51% из них назвали высокую конкуренцию серьезной проблемой для торговли. В таких условиях единственный вариант преуспеть в eCommerce — провести анализ рынка.
Зачем нужен анализ конкурентов
Новичкам
Конкурентный анализ поможет:
- Определить перспективную нишу и популярные товары. Это позволит сэкономить на нерентабельной продукции.
- Найти баланс между спросом и предложением. Дефицит остатков на маркетплейсе сильно понизит рейтинг карточки товара. Избыток позиций увеличит расходы на хранение.
- Рассчитать примерную прибыль. Она важна при разработке бизнес–плана и стратегии развития.
Продвинутым селлерам
Для того чтобы:
- Выявить ошибки и уменьшить риски. Анализ чужих продаж, остатков и цен поможет вовремя скорректировать бизнес–процессы.
- Следить за тенденциями рынка. Позволит наращивать оборот трендовых товаров и регулировать цену на них.
- Увеличить количество SKU (sku — единица складского учёта). Позициями, которые пользуются спросом у конкурентов, можно расширить собственный ассортимент.
Как провести конкурентный анализ на маркетплейсах
Самостоятельно
Для самостоятельного анализа следует брать топовых селлеров, которые продают больше тех же товаров, что и вы.
Начинать лучше с дизайна карточки товара, потому что они максимально влияют на выбор покупателя. Для этого найдите отличительные черты изображений, которые используют конкуренты.
Если у нескольких конкурентов на карточках одинаковый заголовок, значит по нему чаще всего ищут этот товар. Такой заголовок можно смело брать на вооружение.
Сравнение описаний товаров 4–6 конкурентов покажет повторные моменты, которые способствуют продажам. Их можно задействовать, но полностью копировать чужие описания всё же не стоит.
Негативные отзывы выявляют слабые стороны конкурентов. Работа над чужими ошибками поможет получить конкурентное преимущество.
С помощью сервисов
Чтобы получить больше данных, обратитесь к сервисам аналитики маркетплейсов. Если пользоваться ими грамотно, вы быстро увеличите продажи в несколько раз:
- MPSTATS
Один из самых популярных сервисов для анализа данных на площадках Wildberries и OZON, который дает самую подробную информацию. Данные доступны с января 2020 года. Сервис дает возможность:
- Анализировать продажи по нишам, предметам, продавцам, брендам.
- Получать данные по SEO: собирать и анализировать запросы, мониторить позиции, проверять карточки и т. д.
- Работать с рекламным кабинетом.
Сервис платный. В своей практике чаще используем для анализа данных Wildberries, так как данные по OZON не всегда корректные.
- SellerFox
Это платный сервис аналитики OZON, Яндекс. Маркет. В разработке AliExpress и СберМегаМаркет, но пока они работают некорректно. Данные можно посмотреть за 30 дней, начиная с июня 2020 года.
- Shopstat
Бесплатный сервис. Его удобство — в расширении для браузера. Установив его, при заходе на нужную площадку (Wildberries, OZON), можно увидеть данные о продажах каждого товара.
- Mayak
Сервис передает данные с Wildberries, OZON и позволяет:
- Анализировать данные по объему продаж, количеству заказов.
- Мониторить изменение цен и остатков в реальном времени в разрезе складов.
- Анализировать продажи по нишам, продавцам, брендам.
Есть бесплатное расширение для браузера.
- Moneyplace
Позволяет провести анализ продаж по нишам, продавцам, брендам. Автоматически определяет перспективные ниши.
- MarketGuru
Сервис аналитики маркетплейсов Wildberries и Ozon. Помимо данных по объему продаж, спросу и выручке, можно узнать, на каких товарах больше всего зарабатывает другой продавец. У сервиса есть свое расширение, а также чат-бот.
- Stat4 Market
Сервис позволяет: анализировать заказы, оценивать позиции, мониторить конкурентов.
Изучайте лидеров рынка, находите выгодные товары, получайте статистику по нишам и селлерам, следите за конкурентами. Все перечисленные сервисы предоставляют бесплатный пробный период. Мы советуем попробовать разные и выбрать самый подходящий для вас.
Анализ конкурентов в сервисе MPSTATS: чек–лист
- Оценить свои товары относительно конкурентов: фотографии, текст, продажи.
- Проверить бренд на выдачу в поисковой системе площадки.
- Определить ключевой запрос для товара и найти его в общей выдаче.
- Посмотреть, что общего между товарами на первых страницах и цену.
- Понять, на какие суммы нужно выкупать товар, чтобы попасть в топ.
- Получить данные своего товара, используя артикул. Обратить внимание на распределение продаж по складам. Если есть всплески и спады, выяснить причину.
- Установить категории и ключевые слова, по которым ранжируется товар.
- Перейти в раздел «Подробный отчёт похожих товаров».
- Найти рейтинг продавцов. Ориентироваться нужно на первых в списке.
- Выполнить пункты 1,2 и 5 для лидеров продаж. Ключевые запросы взять для своей карточки. Посмотреть изменения в карточках конкурентов.
- Проанализировать отзывы.
- В разделе «Ценовая сегментация» изучить продажи по сегментам. Определить заполненные и пустующие ниши
- В разделе «SEO» отобрать релевантные запросы. Высокочастотные слова с ошибками тоже можно использовать.
- Сделать выгрузку в Excel. С таким файлом будет удобно работать.
Вывод
Чтобы успешно продавать на маркетплейсах, качественного товара недостаточно. Правильно оформленная карточка не гарантирует роста продаж и большой прибыли.
Новичкам, прежде чем заходить на площадку, полезно изучить специфику её работы, нишу, прямых конкурентов и аудиторию. Опытные селлеры обязаны следить за маржинальностью, рентабельностью товара и тенденциями рынка. Делать это вручную сложно, а от полученных результатов мало пользы. Обрабатывать колоссальные объемы информации и предоставлять данные в удобной форме помогут сервисы аналитики. Они существенно облегчают жизнь, а расходы на них быстро окупаются.